Переход от существующей к новой модели работы телефонных сетей.
Телефонная связь- от коммутации каналов до коммутации пакетов
Переход от существующей к новой модели работы телефонных сетей.
Генеральный директор Ассоциации операторов телефонной связи
Ефимов С.П. aotc.su
Доклад на форум МАС 2021 г. 17 июня
В докладе отражены вопросы актуальности сохранения фиксированной телефонной связи. Для этого необходимо устранить экономическую дискриминацию фиксированной телефонии, заменить устаревшую модель созданную для сетей с коммутацией каналов на модель, с оказанием услуг по технологии коммутации пакетов, применяя одинаковый экономический подход как к подвижным, так и фиксированным телефонным услугам.
Фактически для телефонной связи нужно оставить два вида услуг (и лицензий) : подвижная и фиксированная. Все расчеты от своего имени будет производить только оператор доступа, закупая оптом у других операторов услуги дальней связи.
Пересмотр назначения фиксированных «домашних» телефонов в новых реалиях приводит к выводу, что домашнее абонентское устройство должно получить новые технические возможности и выполнять функции устройства по обеспечению резервного канала связи для информационной безопасности, стать незаменимым помощником для обеспечения комфорта владельцев жилых помещений, выполняя еще и задачи управления бытовыми устройствами контроля и оповещения.
Россия, как и другие развитые страны, тоже стала на путь развития цифровой экономики. Теоретические основы такой цифровой трансформации были сформулированы еще в СССР в 1971 году, тогда это называли экономической кибернетикой.[1]
Важнейшую роль в такой трансформации играют сети электросвязи, наряду с внедрением моделирования производственных и социальных процессов. Это значит, что нужно построить модели действующих процессов методами информационных технологий и обеспечить оптимальное управление такими процессами в масштабе страны. Такой результат можно обеспечить только множеством резервированных широкополосных сетей связи, покрыв ими всю территорию станы, учитывая то, что аналогичные изменения проходят и в окружающих странах.
Для обеспечения бессбойной работы колоссальная территория России, с различными климатическими зонами, требует построения множества сетей связи, причем по разным технологиям. Именно это и должна обеспечить сеть связи общего пользования и требования к работе операторов связи в составе такой сети – нужно переосмыслить и нормативно сформулировать. В Европейском сообществе такой подход реализован в 2018 году принятием Европейского кодекса электронных коммуникаций (Директива ЕС 2018/1972) и Регламента ЕС (Директива 2018/1971). [2]
Теперь и нам предстоит переосмыслить, что такое сеть связи общего пользования (ССОП) для обеспечения бессбойной работы. Какие особенности нужно учесть при построении сетей связи, с учетом протяженности, климатических зон и населенности территории России. Теперь даже касса в магазине не может работать, если связи нет.
Преобразование отрасли связь в России началось с 1991 года с развития конкурентной среды, появлением альтернативных операторов связи. В 1995 сформулирована концепция развития связи на основе коммутации каналов и была принята программа демонополизации отрасли. Эти меры и массовый спрос населения на услуги связи позволили развить как сети фиксированных операторов связи и, особенно, сети операторов подвижной связи.
Для освоения необжитых территорий и получения доступа к услугам связи и был введен специальный сбор «в Резерв универсального обслуживания». Собирали по 14 миллиардов руб. в год. К сожалению, использование этих средств нельзя считать эффективным.
Доступ к услугами связи в малонаселенных местах и вдоль транспортных магистралей требует государственной поддержки. Делать ставку только на услуги подвижной связи для развития цифровой экономики очень недальновидно. Когда особенно важна гарантированная устойчивость и качество, альтернативы фиксированной связи нет.
Сейчас операторы сотовой связи обеспечивают покрытие территорий страны пятнами, где присутствует много потенциальных потребителей – там присутствуют все четыре федеральных сотовых оператора. У них установки на максимизацию своих доходов. С точки зрения организации связи на территории государства нужно улучшать покрытие территории страны, чтобы в каждой точке было доступно не менее двух сотовых операторов.
Пока о качественной связи по сотовым сетям можно говорить только в крупных городах, где и без них есть хорошее покрытие сетями Wi-Fi. (Например Москва и Санкт-Петербург). Если в 90-х связь РФ интенсивно развивалась, шли инвестиции, росли и доходы, то теперь доходы от услуг телефонной связи стал падать. Более того, связь сама по себе не должна рассматриваться фискальными органами как отрасль донор.
Развитие России по сценариям цифровой экономики требует создания сетей связи на основе разных технологий, для обеспечения бессбойной работы взаимоувязанных сетей, так как от этого будет зависеть и устойчивость работы всей экономики в целом. Теперь любая авария и прерывание связи грозит убытками любой отрасли экономики.
Сотовая связь имеет все признаки естественной монополии. В проводной связи, при оказании услуг местной телефонной связи нет признаков естественной монополии, так как к каждому абоненту нужно тянуть свой индивидуальный провод.
В сотовой связи услуга предоставляется через базовую станцию и чем больше там абонентов, тем ниже себестоимость, это и есть главный экономический признак естественной монополии. Государство за возможность организации осуществлять деятельность в режиме естественной монополии оставляет за собой право контролировать тарифы такой организации. Однако, вместо экономических ограничений и контроля цен со стороны государства сотовые операторы с 2005 года работают и продолжают работать в режиме с преференциями, хотя экономически и численно сотовые сети с очевидностью являются доминирующими и даже по формальным признакам должны быть признаны существенными со всеми вытекающими экономическими последствиями.
Определение понятия естественной монополии: «естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;»
Абз. первый, ст.3 Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О естественных монополиях»
Четыре крупнейших сотовых оператора, каждый из которых построен как вертикальный холдинг со всеми собственными услугами, стремится работать как самодостаточная организация, затрудняя своему абоненту доступ к каким либо услугами других организаций. Вместо сети связи общего пользования у нас построено четыре суверенных сети, как будто у нас не одно, а четыре государства.
С точки зрения потребителя, ему нужна наилучшая связь в любой точке территории страны, но с точки зрения экономических интересов отдельной сотовой компании, — лучше абонент получит услугу плохого качества в этой точке от «своей» компании, чем в этом же месте он получит аналогичную услугу лучшего качества у конкурента. Такое положение встречает понимание у остальных сотовых операторов и в этом молчаливом согласии складывается картельное соглашение четырех сотовых операторов.
Теперь вместо монополии региональных «Электросвязей» и «Связьинвеста» общество получило «квадрополию». Формально, с точки зрения Федеральной Антимонопольной Службы, монополии нет, а, по сути, доминирующие операторы задают повестку и экономику дня, и настоящим регулятором выступают именно руководство этих компаний, именно оттуда и назначаются официальные государственные руководители администрации связи РФ. Технологии, которые позволяют обходить такой диктат олигополий (например IP телефония) административно не допускаются к надлежащему применению. Ведь на потребительском уровне пользователь плохо видит различия между сотовой и проводной связи, а напряженность разговоров по сотовому телефону с прерываниями акустического сигнала, но без разрыва самого соединения) пока неизмерима и создается впечатление, что у операторов сотовой связи все то же самое, только удобнее и дешевле.
С правовой точки пользователь местной сети получает разговор между точками А и Б , через операторов Местной-Зоновой и Междугородной связи, а МгМн связи. Пользователь сотовой сети получает такой же разговор между точками А и Б как услугу от подвижного оператора.
Для дальних звонков абонент местной телефонной связи может менять операторов МгМн связи, однако возможность формальная. Сама процедура неудобна как для абонента, так и для местного оператора. Замена оператора МгМн связи при каждом вызове затруднена, если оператор зоновой связи и МгМн связи –один и тот же оператор.
Для абонента сотового оператора не существует отдельных услуг междугородной или международной связи. Все услуги оказывает в одном лице только оператор сотовой связи. Для абонента замена оператора подвижной связи.
Правила построения телефонных сетей 2005 г. ввели «телефонный апартеид»: фиксированные сети и мобильные сети, создали значительные преимущества сотовым операторам, что объясняли как необходимость преодоления монополии существенного оператора в лице Связьинвеста и Ростелекома.
Действующие модели и пропуск трафика с разделением услуг по зонам м по типам операторов:
Для фиксированной телефонной связи:
абон —Местн —зонов – МгМн — зоновая — местная —абон
Для Подвижной связи
абонент —Подвижная сеть —абонент
Поэтому сотовые операторы уже не дополняли, а вытесняли традиционную телефонную связь по логистическим и по чисто экономическим причинам, так как цепочка последовательных расчетов по чисто бухгалтерским принципам приводит к удорожанию услуги без реального создания какой-либо новой реальной стоимости..
К началу 2020 году число подключенных сотовых телефонов превысило число обычных телефонов в 11 раз.
(По данным Минцифры [ https://digital.gov.ru/ru/pages/statistika-otrasli/ ]
Плотность сотовых телефонов 211,1 (тел на 100 чел.)
[https://digital.gov.ru/uploaded/files/plotnost-podvizhnoj-svyazi-2019-god_WqlAjEU.xls]
Плотность стационарных телефонов 19,9 (тел на 100 чел)
[https://digital.gov.ru/uploaded/files/telefonnaya-plotnost-2019-god_NhV91tP.xls]
По данным Росстата к началу 2020 г. (https://rosstat.gov.ru/folder/14478)
число квартирных телефонов — 17,5 млн, а число мобильных телефонов — 309 млн.
[https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/04wdLMQx/tel-sv.xls]
Однако сотовая связь не оказалась панацеей.
Сотовые операторы принципиально не могут решить все проблемы со связью в стране. Их применение эффективно там, где большая концентрация потребителей.
Теперь же появляется государственная задача – обеспечить качественную связь и там, где это необходимо для освоения пустующих пока территорий, что связано с разработкой полезных ископаемых, решения геополитических проблем (Северный морской путь) и защитой рубежей Родины.
Опыт развития связи в высокоразвитых западных странах показал, что у фиксированной телефонной связи и у сотовой появляются разные ниши. Сеть связи общего пользования должна развиваться пропорционально и государственные регуляторы должны правильно определить эти пропорции, не сохранять неоправданных преференции. Например, особенно востребованы услуги проводной связи во время аварий с электроснабжением, при большой загрузке сетей во время ЧП. Просто в эти моменты у сотовых сетей не хватает ни частотного ресурса ни пропускной способности сетевой инфраструктуры. Проводная связь незаменима в тех случаях, когда есть опасность появления радиопомех. В таких ситуациях сотовая и проводная связи взаимно дополняют друг друга.
В промышленно развитых странах запада соотношение числа проводных телефонов к числу мобильных 1:3. В России уже близко к 1: 11. А странах малоразвитых на один проводной приходится более сотни мобильных.
В России из-за особенностей законодательства (точнее коллизий земельного, градостроительного, жилищного и налогового Кодексов) развитие проводной связи сильно затруднено, в то же время пятна покрытий территории каждым из четырех федеральных операторов подвижной связи не дают гарантированного качества доступа. Поэтому пользователи вынуждены покупать доступ у нескольких операторов одновременно. Показательно, что при населении в 146 млн. число работающих сотовых телефонов 309 млн, т.е по два и более телефона на жителя, включая младенцев и стариков. Значит услуга сотовыми операторами оказывается некачественно. Граждане вынуждены тратить больше средств, не осознавая это.
Такая «сотовая пандемия» влечет массовый отказ от квартирных телефонов, в мегаполисах чаще, в сельской местности, где электричество пропадает чаще, домашний телефон более востребован.
Последние годы темпы отказов увеличились, например компания Ростелеком с 2018 года теряет ежегодно по 10% абонентов местной телефонной связи.
Реформы в отрасли давно назрели, об этом наглядно свидетельствубт работы ведущих научныз специалистов отрасли связи ЦНИИС [3]. Бездействие ведет к деградации и уничтожению фиксированной телефонной связи и вместе с ней и малых предприятий отрасли Связь. Вместо регулирования для пропорционального развития сети связи общего пользования наглядно просматривается лоббирование интересов сотовых монополий и поддержка сотового КАРТЕЛЯ. [4].
Отказ абонентов от стационарных телефонов обусловлен экономическими и эксплуатационными причинами.
Экономические причины возникают из-за негибкой государственной политики, применением устаревших на десятилетие моделей местной-внутризоново1 и междугородной связи, регулятор до сих пор рассматривает фиксированную телефонную связь как регулируемую монополию, при этом искусственно создает условия для выживания крупнейшей монополии. В то же время любая из четырех сотовых компаний в разы имеет больше телефонов, чем все операторы фиксированной связи вместе взятые.
1.Услуги обычной телефонной связи становятся невостебованными – привычка к сотовому телефону, который всегда при себе. Сотовый телефон имеет возможность приема и передачи коротких тестовых сообщений.
2.При внешних соединениях услуги по домашнему телефону стоят дороже, чем звонки по сотовым телефонам. Более высокая стоимость связана с принудительной маршрутизацией трафика зоновых операторов, которая требуется при соединениях по технологии коммутации каналов. Все это приводит к появлению лишних посредников и удорожает услуги.
3.Пользование сотовым терминалом уже привычно, вызов абонента из памяти телефона и внесение нового абонента в сотовом телефоне быстро запоминается, а домашний аппарат совсем не так удобен.
4.Сотовые терминалы, в отличие от домашних телефонов дают возможность доступа в интернет и пользования бесплатными мессенджерами (Viber, WhatsUpp, Telegram, Skype) для обмена адресными голосовыми сообщениями, с потребительской точки зрения все как и при телефонном разговоре.
Однако домашний телефон имеет свои преимущества и достоинства:
1. Он всегда находится на своем месте, его не потеряешь.
2.Он не шпионит за своим владельцем. По нему сложнее получать персональные данные о владельце. На него невозможно хакерам дистанционно внедрить шпионские программы.
3.В кризисных ситуациях работает устойчивее и только через него можно оперативно вызвать помощь. Работает, даже если в доме пропал на долгое время свет.
4.Этот телефон безопасен, особенно для детей. Проводные телефонные аппараты не создают радиочастотного излучения, а бесшнуровые модели телефонов излучают на два порядка меньше, чем сотовый телефон.
5.Домашний телефон всегда позволяет идентифицировать владельца и его адрес, сотовый телефон легко меняет и владельцев и место.
Совершенно очевидно, что цели поставленные для устранения традиционной монополии в отрасли связь давно решены. Имеет место появления новой сотовой монополии –КАРТЕЛЬ. Вместо конвергенции сетей фиксированной и подвижной связи мы получили сепаратизм сотовых операторов, которые злоупотребляют созданным для них преимуществах. По непонятным причинам в области связи антимонопольная службы не замечает сложившийся картель.
Им предоставили радиочастоты по заниженным ценам, изменили модель построения сетей , пропуск трафика и для них разрешили иные межоператорские расчеты.
В настоящее время Минцифра пытается протащить бесплатное размещение базовых станций сотовой связи на многоквартирных домах, пренебрегая Гражданским, Налоговым, Жилищным и Градостроительным Кодексами одновременно. (Похоже что МинЖКХ сумели этому противостоять). При этом смешиваются вопросы размещения бокса с аппаратурой доступа в интернет в интересах ограниченного круга лиц — собственников общедомового имущества и установка базовой сотовой станции в интересах неопределенного круга лиц. Налицо попытка нарушить основы законодательства, хорошо, если это все по неграмотности.
Есть и другие примеры со стороны чиновников исполнительной власти продвигать интересы олигополий вопреки праву и истинным государственным интересам и народа России..
Пока видим итоги — за шестнадцать лет такой непрерывной поддержки со стороны Регулятора:
число проводных телефонов стало в десять раз меньше, чем сотовых;
значительно сократилось число российских организаций, производившие ранее аппаратуру связи, зато ежегодно ввозится около 50 миллионов импортных сотовых телефонов, обеспечив рабочие места в Норвегии, Корее, Китае, Вьетнаме но не в России.
Через сотовые смартфоны (ОТТ сервисы Viner WhatsApp, Telegram, Skype итп. ) стал возможен неконтролируемый масштабный криптографический обмен информацией, который ранее обмен полностью был под контролем отечественных служб безопасности, для западных такой контроль вполне возможен, так как трафик все равно идет через западные серверы.
Если оставлять старую экономическую модель, то междугородная связь исчезнет, как и вся фиксированная связь. Известно, что даже по сравнению с 2018 годом число стационарных телефонов в 2021 г. уменьшилось в 1,5 раза. Продолжительность междугородных переговоров (и доходы от них) по проводным телефонам (в расчете на один телефон) также уменьшилась в 1,6 раза.
Аварии и стихийные бедствия с отключением электричества наглядно показывают, что необходимость в проводной телефонной связи не отпала.
Для сохранения проводной телефонной сети нужно переосмыслить ее назначение, проводной телефон должен обеспечить связь в условиях чрезвычайной ситуации, быть резервным каналом связи.
Для этого он должен обрести другие технические свойства и работать по другой экономической модели:
- Изменить экономическую модель оплаты: абонент должен платить только своему непосредственному оператору, так как агентская модель по существующей схеме создана искусственно, чтобы запретить IP телефонию. Теперь IP телефония пришла все равно через сотовые телефоны в виде мессенджеров.
- Услуга ВзМгМн связи для абонентов фактически себя изжила в эпоху сетей с пакетной передачей информации. Нужно вернуться к простой и понятной схеме- оператор доступа покупает услуги дальней связи у отдельного оператора – оптом, а продает такие услуги абонентам в розницу
- Нужно признать голосовые сервисы мессенджеров и социальных сетей как сети операторов связи и централизованно создать шлюзы для коммуникаций между телефонной сетью связи общего пользования и этими новыми сетями. Это попутно снимет некоторые проблемы СОРМа.
- Теперь понятно, что стационарное абонентское устройство должно стать
—устройством, работающим в условиях чрезвычайной ситуации,
— оно должно управляться через каналы WiFi и Bluetooth и позволять делать звонки по этим каналам через домашний телефон
— оно должно приобрести функцию домашнего сторожа и оповестить хозяев о тревоге в доме
-оно должно стать местом синхронизации адресных книг владельцев сотовых телефонов для регулярного обновления и восстановления в случае утраты.
Такое устройство наша промышленность вполне может производить, на рынке такой модели нет.
Литература
1.Ведута Н.И. «Экономическая кибернетика. Очерки по вопросам теории» Минск: Наука и техника, 1971. — 322 с.
2.Касенова М.Б. 2019. Новеллы в правовом регулировании телекоммуникаций в Европейском союзе. Московский журнал международного права. №2. С.41-53.
DOI:10/24833/0869-2019-2-41-53
3. Никулина Т.А. Оценка последствий реализации реформы взаимодействия сетей связи общего пользования. Электросвязь 2018 №2 с.66-70.
4.Ефимов С.П. Перспективы сетей местной телефонной связи России. Электросвязь 2018 №1 с.56-64
===========================================================
Графики и комментарии к ним, подтверждающие выводы, сделанные в настоящем докладе.
Доходы по годам от разных услуг электросвязи для населения в РФ в млрд. руб.
Млрд. руб.
Годы
Рис1.
Комменттарии к рис.1.
Абсолютные доходы отрасли по телефонной фиксированной связи сокращаются медленно в связи с отказом от услуг такой телефонии, при этом доходы от ВзМгМн услуг падают быстее, чем происходит отказ от местных телефонов.
С ростом доходов от услуг документальной электросвязи, (услуги передачи данных и телематических служб) идет одновременный спад доходов от услуг подвижной телефонной связи. Трафик уходит в западные ОТТ сервисы.
Число людей на один телефон :квартирный и телефон подвижной связи в РФ
Рис.2
Комментарии к рис 2.
Расчет по фиксированным телефонам сделан на основе численности квартирных телефонов в РФ |
В 2004 был один сотовый на двоих а в 2019 на один телефон «полчеловека», а вот домашний телефон в 2004 был один на пятерых, а сейчас один телефон на девятерых. |
В 2019 г. два сотовых телефона приходилось на одного абонента и один квартирный телефон приходится на восьмерых. |
Ежегодные доходы от услуг ВзМгМн на домашний телефон и на телефон подвижной связи ( руб. в год).
Рис.3.
Комментарии к рис 3.
После 2009 года с появлением западных ОТТ сервисов доходы от услуг междугородной международной и внутризоновой, подвижной связи пересчитанные на один номер. Трафик телефонный уходит в сети передачи данных где его стоимость меньше в десятки раз.
Скачать доклад
Скачать “Статья на форум МАС 2021 -12”
doklad.zip – Загружено 144 раза – 321,66 КБ
Свежие комментарии